Пять советов родителям первоклассника
Кажется, чтоещетольковчеравывелисвоегоиспуганногоиодновременноважногомалышавновуюшколу, впервыйкласс. Впередибылисамыерадужныенадеждыигордостьзасвоегоподросшегоребенка. Врядливыдумалиотом, чтобудетлегкоибылитвердоуверены, чтосможете «держатьситуациюподконтролем». Новотпрошлиужепервыенеделисентябряипроблемы, окоторыхвызналитолькопонаслышке, всталивполныйрост.
Сголовойвлезатьвовсеучебникивместесдетьми, делатьсними, авитоге – занихдомашнеезадание, чутьлинеежедневноходитьвшколудлябеседилипрепирательствсучителями – этолинеидеальныйпортретродителейпервоклассника? Именнотакомуидеалумывсемисиламипытаемсясоответствовать, иногдавопрекиздравомусмыслу. Акакжеиначе? Ведьребенокначинаетнновую, наверноесамуюважнуюстраницусвоейжизни, такхочется, чтобыонненаделалошибок, чтобыименноегоставиливпримеручителя, чтобыучебанебыладлянегочем-тоскучныминеинтересным… Вобщем, чтобыизмалышаполучилсяидеальныйученик. Гордостьродителей. Вотистараемся, иногда (чегогрехатаить!) перегибаяпалку.
Всвязисэтим, хотелосьбы, чтобыродителипервоклассниковвнимательнопрочли, чтожевэтотнелегкийдлявсейсемьипериодсоветуютпсихологи. Авдругвычто-тоделаетенетак? Вначалеучебногогодаещенепоздночто-топодкорректироватьвсвоемповедении, облегчивжизньисебеиребенку.
Самаяглавнаяцельродителейвэтотпериод – датьребенкуопытсамостоятельнойработы, спервыхжеднейвнушая, чтотолькоонсамответственензато, чтопроисходитснимвшколе. Этооченьважнонаэтойпервой, самойглавнойступенькевовзрослуюжизнь. Иребеноквсилусвоихвозрастныхособенностейужевполнеспособенпринятьипонятьэтуответственность. Имеетсяввидувозраст 7-8 лет. Именнопоэтомусредипсихологовтакмногопротивниковначалаобучениясшестилет.
Итак, основнойурок, которыйдолженусвоитьвашмалыш – самостоятельность.Всвязисэтимнесколькоконкретныхрекомендаций:
1.Ссамогоначаланестоитделатьурокисребенкомили, темболее, занего. Достаточнопаруразпосидетьснимрядом, ионкэтомупривыкнетнавсеближайшиегоды. Инестоитпотомудивляться, придявечеромсработы, чточадозаурокиинепринималось, мотивируяэтотем, чтовзрослыхнебылодома. Илитому, чторебенокпрослушалобъясненияучителянауроке. Азачем? Папавечеромвсеобъяснитзаново. Илитому, чтоводинпрекрасныймоментуслышитетакиеаргументы, как «атымнеэтогонеобъяснял» или «атысаманеправильнорешила». Высамидаливегорукижелезноеалибивсехегонеудачвшколе. Ненадоподдаватьсянауговорыопомощиитемболее, самимнавязыватьсвоюпомощь. Этозаставляетребенкаповерить, чтоонсамабсолютнобеспомощен. Попробуйтесразуобъяснитьему, чтоувасестьработа, вкоторойвыразбираетесь, аунего – учеба. Икаждыйотвечаетзасвоедело.
2.Нестоитрегулярнопроверятьдомашнеезадание, еслиребеноксамобэтомнепросит. Разумеется, ребенкуиногдаможетпонадобитьсявашапомощь, ноонанедолжнаперерастатьвсистему, гдеответственностьзавсеошибкиперекладываетсянаплечиродителей. Большеполовинывсехучениковнемогутизбавитьсяотэтойпривычкидажевстаршихклассах.
3.Постарайтесьненадоедатьребенкувопросамииупрекамипоповодуегоотметок. Врядлинайдетсяродитель, который, вернувшисьсработы, неспроситпервымделом: «Нукак, урокисделал? Акакиеутебясегодняотметки?». Уребенкапостепенноскладываетсяощущение, чтовзрослыхинтересуетнеонсам, аегоуспехившколе. А, междутем, длядетейэтоговозрастаэтосовсемнесамоеглавноевжизни. Снимзаденьпроисходиламассасамыхинтересныхиоченьважныхвещей. Итакхочетсяподелиться! Номамуспапойинтересуетсовсемдругое. Аеслиеще, недайбог, отметкизаденьнесамыелучшие, тообовсехэтих, повторяю – оченьважныхсобытиях – иначинатьговоритьнестоит: мамаспапойбудуттольконедовольны. Родителямпочему-токажется, чтовопросомоботметкахонипроявляютсвоюзаботу, атакжеускоряютпроцессадаптациикшколе, дисциплинируютребенка. Насамомделе, эффектполучаетсяобратным: детизлятся, делаютвсе, чтоугодно, кромеуроков, атмосферавдоменакаляется… Лучшеспрашиватьнеобоценках (ононихисамрасскажет), аотом, чтожебылоинтересноговшколе, чтобылотрудно, ачтолегко, можетбытьмалышучто-тоненравится. Такимобразомвысоберетегораздобольшеинформацииоделахвшколе, ребенокнезакроетсявответнапрямойвопрособоценкахиуроках. Исамоеглавное: выпокажетеему, чтовыснимзаодно, вырядомивсегдаготовыпомочьипосочувствовать. Чащевсегоребенкуотваснужнонеобъяснениятаблицыумноженияилисклоненийглаголов, апростовнимание. Асурокамионисамсправитсяпрекрасно.
4.Постарайтесьнеделатьребенкукритическихзамечаний, когдаонделаетуроки, выяснятьотношенияикомментироватьегодействия. Фразытипа «Еслибытыхорошослушалвшколе, тосмогбырешитьэтузадачу» или «Еслибытынеотвлекалсявсевремя, тодавнобысделалуроки» сосредоточенностиивниманиюнеспособствуют. Затоонипостепенноубиваютвребенкеуверенностьвсвоихсилах, сбиваютегоиявнозамедляютпроцессприготовлениядомашнихзаданий. Еслиужбытьдоконцачестнымипередсобой, тотакимобразомвы «спускаетесобственныепары», срываетезлонасвоюжебеспомощность.
5.Удобноевремядлязанятийлучшевыбратьвместесребенком. Пустьонактивноисознательнопоучаствуетвэтомпроцессенаравныхсвами. Уверяювас, чтоничтотакнедисциплинирует, какравноправноеучастиевустановленииправил. Режим, такимобразом, небудетнавязанребенку (чтоможеттолькоусилитьегонегативизм, протестпротивдавленияижеланиевсесделатьнаоборот), асогласовансним, каксовзрослым. Нестоитнавязыватьжесткуюсхему: «Сначалауроки, потом – всеостальное». Нужноливам, чтобыурокивоспринимались, какнаказание? Например, втеплоевремягодасразупослешколылучшепогулять, аужпотомсадитьсязастол. Зимой, наоборот, лучшесначалапозаниматься, апотомсадитьсязакомпьютерилителевизор.
Еслижеуребенкавозникаютдействительносерьезныепроблемысошколой, тоскандаламиижесткойдисциплинойтутточнонепоможешь. Когдародителипроявляютповышенныйинтерескучебе, детичастонамеренноотказываютсязаниматься, отказываютсяоправдыватьихнадежды. Этосвоегорода, протестпротивдавления, проявлениечувстванезависимости. Оченьчастонеудачившколе, нежеланиеучитьсябываетвызванопричинами, неимеющиминичегообщегосумственнымиспособностямиребенка, например, несложившимисяотношениямивклассеилисучителем. Вэтомслучаебываеточеньтяжелоразобратьсявситуации, темболее, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его отметками и ругаете за них.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 152 города Донецка"