Родителям о развитии речи ребёнка
Необходимо обратить особое внимание на:
Состояние звукопроизношения
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.
Состояние фонематических процессов
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы.
Состояние грамматического строя
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
Состояние слоговой структуры слова
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...
Состояние словарного запаса
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.
Состояние связной речи
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
На что ещё обратить внимание:
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).
Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
И ещё кое-что….
Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.
Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.
Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.
Советы:
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить.
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Для отработки дикции и четкого произношения звуков,
Говори, не торопись и смотри не ошибись:
Собирала Маргарита | Приготовила Лариса | Петр Петрович Прыгунов |
Ребёнок читает медленнее всех.
Как ему помочь?
Несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении.
(симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости)
1. Не любит играть со звуками и рифмовками.
2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.
3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.
4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.
5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.
6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.
7. Не любит читать вслух
8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.
9. Держит книгу слишком близко к глазам.
10. Немного косит.
11. Часто трёт глаза.
12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.
13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
14. Пишет буквы и слова задом наперёд.
15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.
16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.
17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
18. Быстро устаёт.
19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.
Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.
— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).
— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.
— Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.
— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.
— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.
— Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.
— Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше значений слов.
— Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.
— Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.
— Нежелание ребёнка читать — взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.
Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины.
Как помочь?
Успехов вам!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 152 города Донецка"